Приведут ли заложники прошлого мир к катастрофе — Михаил Хазин

Экономист Михаил Хазин и его последнее выступление на литовском канале «Интерпретация» от 8 октября 2022 года, где Хазин отвечает на последние актуальные экономические и политические вопросы.

Хазин: «Вы знаете, ситуация вот какая. У каждой страны есть своё представление о том, как выстраивать свою внешнею политику. Мы знаем, что есть страны, которые ведут внешнею политику на грани фола. Типичный пример Турция. Мы знаем страны, которые полностью контролируются какими-то внешними силами, не будим тыкать пальцем. И, соответственно, по этой причине требовать от батьки Лукашенко чтобы он чего-то признавал, чего-то не признавал… Ну, например, Соединенные Штаты Америки не признавали вхождение прибалтийских республик в состав СССР…»

Полностью смотрите и слушайте Михаила Хазина от 08.10.2022 в видео >>>>

Читайте также:

комментариев 5

  1. Я уверен, что делаю бессмысленную работу, обращаясь к вам, истинная суть проблемы до вас всё равно не дойдёт- не на то ваши мозги заточены. Это из многолетнего опыта. Но я слишком хорошо понимаю, к чему всё идёт в той же Украине, поэтому приходится иногда стучать даже в наглухо заколоченные двери.
    Тезис 1 — проблема, которую пытается решить Россия в(на) Украине (и не только), военного решения в принципе не имеет. Потому что это локальное проявление гораздо более глубокой, предельно глубокой проблемы мировоззренческого ранга. Это проблема эволюционного тупика, в который мы попали благодаря академической науке, и, соответственно, проблема выхода из него, который возможен тоже лишь с помощью науки, но другой науки.
    Тезис 2. Человек, который идёт куда-то, руководствуется некой картой местности, если она и находится у него в голове. И значение корректности этой карты переоценить сложно — неправильная карта может завести куда угодно. Очень важна корректность военных карт — и это объяснять не нужно. Человеческая цивилизация — развивающаяся система, и её развитие следует рассматривать тоже как форму движения, но не по асфальтовой дороге или по пересечённой местности на поверхности планеты. Такое движение-развитие осуществляется по пространству свойств Вселенной, и являет собой последовательность состояний системы. Этот «рельеф» отображается в структуре, которую принято назвать «картиной мира». Но тут мы имеем несколько проблем. Во-первых, единой, согласованной картины мира не существует. Во-вторых, любая карта, в том числе такая, как картина мира, должна постоянно уточняться — что современная наука уже добрую сотню лет, с момента убийства «Тектологии», ничего подобного не делает. Это сборище барыг уже десятки лет торгует старьём, и ревностно защищает свою монополию на эту кучу барахла от любой альтернативы. И, по этой причине, мы уже десятки лет бредём не по обозначенной законами Вселенной дороге, а по бездорожью. И то, что мы на этом пути вляпались в болото эволюционного тупика, совершенно закономерный результат.
    Тезис 3. Состояние системы «цивилизация» (и любого составляющего её национального государства) целиком и полностью зависит от знания карты мира, которую предлагает (точнее — не предлагает) наука. Структура общества постоянно должна адаптироваться к действительности, к вновь открываемым её законам, чего мы давно уже не делаем. Всем рулит тупая, предельно ограниченная рыночная конъюнктура, которая намертво блокирует любую по-настоящему перспективную инициативу. В этом заключается самый главный вред обществу от такого паразитического образования, как капитализм.
    Тезис 4. Цивилизация, как любая подсистема Вселенной, имеет в этой гиперсистеме своё системное назначение, свою вселенскую роль. Цивилизация, как любая развивающаяся система, имеет три основных фазы развития. Человечество топчется уже вторую сотню лет, не имея возможности — из-за саботажа академической науки, осуществить межфазовый переход. Зато имея на настоящий момент уже, по сути, стопроцентную возможность, самоликвидироваться. Такая вот истинная суть давно назревшего преобразования мира, а не какая-то СВО.
    Кривохатько Николай Иванович, автор идеи СВФ — системно-вакуумной физики, гнусный хохол, которого следует уничтожить, по мнению многих. Может, желания этих некоторых (или всех?) и осуществятся, поскольку над головой, которая содержит вот эту идею, часто летают «калибры». Некоторых из них сбивают, и обломки падают куда попало. Да, очень умная идея — СВО…
    http://sfkm.inf.ua/annot.htm

  2. Из моего старого комментария: «Добро и зло — чисто человеческие оценки, и ясности, что есть что, пока нет. Традиционные подходы не позволяют чётко определиться с этими понятиями. Давайте посмотрим, что говорит об этом системная физика. А говорит она о том, что в Природе, во Вселенной нет ни добра, ни зла, а есть там изменение, преобразование. Два основных компонента которого — это разрушение и созидание. Они связаны очень плотно: чтобы что-то создать, неизбежно придётся что-то разрушить, хотя бы существующее положение вещей. В этой интерпретации доминанта разрушения есть Зло, но под Добром следует понимать лишь баланс между разрушением и созиданием. Потому что созидания в процессе преобразования в принципе не может быть больше. Именно в необходимости разрушения проявляется такое базисное свойство нашего мира, как его энтропийность. Но энтропия слепа, она стремится разрушить всё (хоть это и невозможно), поэтому, для её обуздания, и необходим такой регулятор, как Разум. Фактор, способный оптимизировать процесс, установить баланс. Правда, на ранних этапах развития Разум сам подвержен влиянию энтропии, которая проявляет себя во множестве отвратительных явлений (в конечном счёте сводящихся к недомыслию). Сейчас (в историческом масштабе это последнее столетие) нарастает количество разрушительных воздействий на глобальный социум, в первую очередь обусловленных целенаправленным воздействием, как принято говорить, некоторых кругов, хотя в основе их «деятельности» тоже лежит недомыслие. Добра в человеческом сообществе пока больше, иначе оно действительно бы рассыпалось уже. Хотя, похоже, рассыпаться начинает, слишком много признаков распада. Мы, люди, сейчас сдаём главный свой экзамен, суть которого сводится к тому, сумеем ли мы справиться с недомыслием, главным проявлением Энтропии в человеческом сообществе. Не сдадим этот экзамен – сами отправимся в Хаос».

  3. Кривохатько Н. И.

    Добро и Зло как физические категории

    Мы живём во Вселенной, т. е. «внутри» сложнейшего объекта-процесса, о котором пока знаем ничтожно мало. Хотя о самих себе мы тоже знаем очень мало. Но мы живём и даже где-то развиваемся, а, значит, сталкиваемся со множеством явлений нашего мира. И, в зависимости от пользы или вреда, которые они приносят нам, определяем их как Добро или Зло. Не задумываясь особо, что оценка эта — субъективна, и то, что является добром для одних, оборачивается сущим злом для других. Племена, которые жили разбоем и работорговлей, считали это безусловным добром. Те, кому пришлось стать товаром, естественно, были диаметрально противоположного мнения. Одно и то же событие, одни и те же участники — и радикально разные оценки.
    Поэтому обоснованны настойчивые попытки человека понять истинную природу Добра и Зла. Мудрецами написаны монбланы книг на эту тему, но продвинулось ли дело? Если отталкиваться от происходящих в мире событий, ответ скорее отрицательный — человек не стал ни умнее, ни добрее, скорее, наоборот. Так в чём же причина неудачи: может быть, мы ищем не там? А где же мы ищем? Давайте посмотрим.
    Справка. «Добро и зло — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.
    В любом языке имеются слова выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается, в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия. Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий.
    Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности, понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии».
    А вот ещё: «Добро и Зло — образные ориентиры поведения, исторически вырабатываемые человеческой общностью, способствующие увязке индивидуального целеполагания с процессами воспроизводства общности». Блеск!
    Как можем видеть из этих примеров, добро и зло трактуются почти исключительно как моральные категории (ну, кроме взглядов, которые предлагают Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал). Но в отношениях между людьми много условностей, нет строгих, подобным физическим законам, критериев, отсюда — относительность оценок поступков в критериях Добра и Зла, которая зачастую носит полярный характер. Но, может быть, эти оценки применимы и к другим явлениям, другим уровням организации Вселенной, может быть, следует расширить круг поисков? Может быть, таким образом можно будет обнаружить какой-то предельно общий эквивалент этих понятий? Но может ли обеспечить такую возможность современное познание, «нарезающее» Вселенную «дольками» специальных знаний, может ли оно предложить какой-то предельно общий принцип? Вопрос скорее риторический: знание, котоое говорит тысячами языков, может дать только мозаичную, а не целостную, картину мира. А фрагментарная картина мира не может дать законченного, полного и строгого представления о Добре и Зле.
    Может быть, то, что мы подразумеваем под Добром и Злом, всего лишь частные лики каких-то гораздо более общих свойств, присущих развивающейся системе «вселенная»? Которые имеют воплощение не только в социальных явлениях, в поступках людей, в их отношениях? И которые под разными личинами присутствуют абсолютно во всех явлениях нашей Действительности, поскольку являются составляющими этого основного явления? Так как же быть? Очевидный ответ заключается в том, что для начала необходимо сформировать принципиально новую, по-настоящему целостную картину мира, которая в качестве императива содержала бы единственный, универсальный закон, «управляющий» всеми явлениями действительности, в том числе относящимися к категории явлений разумной жизни, социальных явлений. Автор имел неоднократную возможность убедиться, какой скепсис существует в отношении этой возможности. Но, тем не менее, вполне рабочая версия такой картины мира, способная дать ответы о природе Добра и Зла, существует, и я сейчас попытаюсь продемонстрировать это. Следует лишь заметить, что синтез этой картины мира стал возможен с применением метода СВФ — системно-вакуумной физики.
    Сначала сформулируем общее утверждение, содержащее некий набор тезисов. Это следующее утверждение.
    1. Мы живём во Вселенной, а Вселенная — это изменение, а изменение — это диссоциация плюс ассоциация (при целенаправленном преобразовании — разрушение плюс созидание).
    2. Баланс разрушения и созидания — это Добро (созидания больше чем разрушения быть просто не может — энтропийный принцип). Доминанта разрушения — это Зло.
    3. Задача Разума во Вселенском процессе — поддерживать баланс разрушения и созидания, повышая устойчивость и время жизни этой системы.
    Теперь давайте разбираться. Как эти тезисы применимы к человеку, к его морали? К индивиду, к обществу, к гиперобществу — цивилизации? Какова, в контексте этих рассуждений, роль человека в этом мире, что должно формировать их отношения — Мира и Человека? И каковы альтернативы при выборе того или иного типа отношений? И, наконец, что же, в конце концов являют собой Добро и Зло во всеобщем, вселенском контексте?
    Ну, утверждение, что мы живём во Вселенной, наверное, специальных доказательств не требует, поэтому мы примем его, как аксиому. Но вот следующее утверждение, что Вселенная — это изменение, требует определённого и объяснения, и обоснования. Потому что возникают разные вопросы, например, если Вселенная — изменение, то изменение чего? И изменение от чего к чему? И чтобы найти ответы на эти вопросы, нам неизбежно придётся принять:
    a) что Вселенная — единый процесс;
    b) что Вселенная — система, тогда эта система изменяется (развивается) от состояния к состоянию (от предыдущего состояния к последующему состоянию);
    c) что если вся Вселенная есть изменение (процесс, система), то и любая её часть (локальный процесс или подсистема) обладает теми же свойствами;
    d) что если функционирование и развитие Вселенной подчиняется какому-то фундаментальному (читай — универсальному) закону, то развитие и функционирование всех её частей тоже должно подчиняться этому же закону. Хотя конкретное его проявление в «жизни» систем разных типов и может восприниматься как разные закономерности, это зависит от уровня развития методов познания, формирующих научную картину мира.
    Традиционный, точнее — обыденный взгляд на мир закономерно противится утверждению, что в этом мире нет незыблемых вещей, что абсолютно всё подвержено изменению. Потому что обыденный взгляд, а это обычно поверхностный взгляд, фиксирует множество квазинеизменных вещей: расположение звёзд на небосклоне, порядок смены времён года, скалы, которые стоят от сотворения мира, русла больших рек, моря и тому подобное. Или же он видит множество вещей, которые в какой-то мере подвержены изменению, но не связываются восприятием в единый, целостный процесс. Поэтому нужно специально и пристально вглядываться, вглядываться не обычным зрением, а с помощью научных методов и специальных приспособлений, позволяющих заглянуть в микромир или в мир звёзд, чтобы увидеть: изменения, движение есть абсолютно везде. Правда, на нынешнем уровне познания мира такое движение познания вглубь структуры вещей неизбежно натолкнётся на когнитивный барьер, но речь сейчас не о нём.
    Таким образом, объективный, строгий взгляд на мир даст один ответ: в нём нет ничего, что бы не изменялось. Будет ли это касаться расположения звёзд и планет — или устройства самих звёзд и планет, горных гряд или тектонических плит, глубинных уровней вещества или психики людей — везде этот взгляд обнаружит лишь движение. Движение, которое, по сути, представляет собой один могучий поток. Поток, имя которому — Вселенная.
    Теперь займёмся обоснованием следующего тезиса, а именно, что изменение — это всегда неразделимая пара действий: диссоциация (распад, разъединение, дезинтеграция) и ассоциация (соединение, объединение) — и именно в такой последовательности. При целенаправленном преобразовании эти шаги можно обозначить как a) разрушение плюс b) созидание — и тоже именно в такой последовательности. Приведём пару примеров в подтверждение высказанной мысли. Возьмём любой стихийный процесс, например, лавину в горах. Первоначально это достаточно упорядоченная структура из камней и снега, но вот под каким-то воздействием эта структура разрушается и, под воздействием силы тяжести, сползает вниз. Где из её элементов под воздействием рельефа опять формируется какая-то структура.
    Теперь приведём любой пример целенаправленного изменения — преобразования, скажем, строительство простейшего глинобитного дома. Что нужно сделать прежде, чем начать строить? Важнейшая из задач на этом этапе — заготовить строительные материалы. К ним относятся: камень для фундамента, глина и солома — для самана, строевой лес, ну, добавим ещё жесть для крыши и стекло для окон. Хотя и гвозди нужно не забыть, и инструменты, ну, и так далее. Но камень нужно доставить из карьера, предварительно отделив его от массива, а это — разрушение. До слоя глины тоже нужно добраться, с помощью экскаватора или обычной лопаты — и здесь мы видим разрушение. Солому нужно скосить, лес нужно спилить, для изготовления различных металлических деталей и инструментов нужно сначала добыть руду и т. д. Как видим, везде акту созидания предшествует то или иное количество актов разрушения — хотя бы существующего порядка вещей. Но в приведённом примере процесс характерен тем, что в результате возникает структура более высокого порядка — дом. Функцией которого является оптимизация разрушительных потоков энергии, способных губительно воздействовать на живое, иначе — защита жизни.
    Итак, мы установили, что среди природных явлений, и предположили, что среди всех форм деятельности человека, изменение-преобразование всегда состоит из двух фаз — разрушения и созидания. Нельзя создать, не разрушив — хотя бы существующий порядок вещей. Поскольку разрушение и созидание присутствуют всегда в любом явлении Вселенной, то видимо именно в характере изменения и следует искать проявления Добра и Зла. Но как среди всех изменений-преобразований, которые осуществляет Природа или человек, установить, которые из них являют собой Зло, а которые — добро? Если рассматривать самый общий аспект проблемы, то это просто: обычно Зло ассоциируется с хаосом, или с процессами, увеличивающими хаос, Добро же, наоборот, ассоциируется с пордком и созидательными процессами. Правда, не всё здесь так просто, если задать вопрос, например, применительно к созданию оружия массового поражения — Добро это, или Зло? Хотя это то же самое, что задавать вопрос, добром или злом является изготовление, скажем, топора. Таким образом, всегда образованию чего-то нового предшествует распад какой-то структуры, а это образование, в свою очередь, тоже сменяется распадом. Мир может существовать только в форме такой последовательности.
    Теперь зададимся вопросом, бывают ли доминантно-разрушительные изменения в природе? В истории Земли таких событий было достаточно много. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения, разрушающие города и целые регионы. Знает также история планеты массовое вымирание многих видов животных. Предположительно за последние 500 миллионов лет было по крайней мере пять массовых вымираний. Самое известное, хотя и не самое большое, массовое вымирание произошло примерно 65 миллионов лет назад. Оно известно из-за вымирания динозавров.. Причины такого вымирания пока точно не установлены, но, тем не менее, можно утверждать однозначно, что каждый раз это происходило под воздействием какого-то разрушительного фактора, будь то, как в случае трагедии динозавров, падение гигантского астероида или близкая вспышка сверхновой. Всё это примеры того, как в результате разрушительного воздействия структура более высокого порядка разрушается до структуры более низкого порядка. В качестве таких примеров можно привести разрушенные города (те же Помпеи), или останки животных. Такие процессы вполне можно идентифицировать как Зло — и не только с точки зрения человеческой морали. Сложные, высокоорганизованные структуры создаются Природой для реализации определённой функции, поэтому их разрушение можно рассматривать как проявление Зла. Хотя здесь тоже не всё так просто.
    Итак, мы пришли к выводу, что в Природе всё-таки существуют явления, которые можно рассматривать как проявление Зла. Но существует ли общая основа между Злом в природе и Злом в человеке? И если да, то какова природа этой связи?
    Любое преобразование осуществляется под воздействием какой-то силы и направляется какими-то факторами, относятся ли эти явления к Природе или к деятельности человека (естественные и целенаправленные изменения-преобразования). Причины действия таких сил в Природе прозрачны и понятны, но что формирует доминантный характер деятельности, скажем, конкретного индивида? Что является причиной того, что в характере деятельности одних индивидов доминирует созидательный импульс, а у других — разрушительный? Формирование личности осуществляется в процессе воспитания — интеллектуально-функционального воспроизводства общества. Т. е., вот эта дифференциация базовых установок осуществляется ещё на ранних стадиях становления личности, но за счёт чего она становится возможной? Давайте посмотрим.

    И с помощью какой системы критериев можно однозначно определиться в этой проблематике? Эти вопросы в определённом смысле можно было бы считать риторическими, поскольку единственым способом формирования личности является воспитание. Если бы не тот факт, что в результате воспитания появляются совершенно разные личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *